«Образовательная траектория»- это последовательность уровней, форм и видов обучения, которые Вы намереваетесь пройти, планируя личную профессиональную карьеру. Именно профессиональную, т.е. основанную на формуле:
КАРЬЕРА = СПОСОБНОСТИ + ЗНАНИЯ + УМЕНИЯ + НАСТОЙЧИВОСТЬ
Начните ее планирование, ответив для себя на вопросы:
ЗАЧЕМ, ЧЕМУ, ГДЕ, КАК, СКОЛЬКО ?
Начнем с вопроса «зачем?». Получение высшего образования процесс очень трудоемкий. Вам придется затратить много времени, сил, да и денег (даже при «бесплатном обучении»). Поэтому «стоя на берегу» надо четко понять, чего вы ожидаете в результате.
ТЭЮИ провел исследование мотивации к обучению, предлагая расставить приоритеты самим абитуриентам. Портрет «среднего абитуриента» выглядит так: «ГАРАНТИРОВАННОЕ БУДУЩЕЕ – ПЕРСПЕКТИВА ИНТЕРЕСНОЙ РАБОТЫ – ВЫСОКИЕ ДОХОДЫ».
Но у части было и такое: «личный престиж», «долг перед семьей», «положение». Если ваш ответ на первый вопрос из этого ряда – не тратьте время на дальнейшее чтение.
Чему учиться? Казалось бы все просто – тому, что обеспечит гарантированное будущее и проч., т.е. высокооплачиваемая профессия. А Вы созданы для нее? Оцените объективно свои способности, склонности, личностные ресурсы. В простейшем случае возьмите хотя бы книжку с тестами. Но лучше всего – обратитесь к специалистам по профориентации – такие центры сейчас есть почти в каждом городе.
А теперь – о другой стороне медали. Будет ли востребована выбранная профессия на рынке труда через пять лет? А через десять, двадцать? Не умеете предсказывать будущее? – Надо попытаться, изучая тенденции. Узнайте, какие профессии пользуются устойчивым спросом в цивилизованных странах ( а мы несмотря ни на что движемся туда). Обратитесь в местный центр занятости и узнайте, сколько представителей той или иной профессии стоят на учете, как безработные.
Беспроигрышной лотереи не бывает в выборе профессии. Но есть вечные (несмотря на любые колебания спроса) профессии и есть фундаментальное образование. Фундаментальное – значит создающее такую основу, на которой можно возводить любое здание.
Где учиться?
Ловушки
Первая: Вам предлагают заплатить деньги до заключения договора.
Последствия – Вы можете остаться и без образования и без денег. Вас или хотят в чем-то обмануть, или сами некомпетентны. Вуз обязан заключить договор или с самим обучаемым, или с его спонсором.
Вторая: Договор есть и Вы смело его подписали не читая – он солидно выглядит и на нем красивая печать…
Последствия: в договоре нечетко оговорено, как и чему будут учить – бывает, что даже другой специальности, или по неприемлемой для Вас форме. (Вы думали, что будете учиться очно, а по договору получается, что «очно-заочно»).
Третья. В рекламном объявлении была приведена приемлемая для Вас стоимость оплаты. Читайте внимательно договор: это может оказаться оплатой одного семестра или даже триместра.
Четвертая - инфляция. Внимательно изучите, как оговорен механизм индексации оплаты в случае инфляции. Ведь деньги на оплату учебного процесса у вуза не берутся из воздуха. Что будет, когда внесенная оплата несколько обесценится? Деньги придется взять со студента. И если механизм индексации не прописан – возможен произвол.
Пятая. Вы хорошо спланировали свою траекторию. Но неумолимые обстоятельства могут вынудить прервать обучение. А в договоре написано – деньги не возвращаются. В договоре должны быть прописаны условия его расторжения. В любом случае, часть денег Вам обязаны вернуть. Но это будет легче сделать (т.е. без суда или обращения в комитет по защите прав потребителей), если об этом четко сказано в договоре.
Шестая. Вам предлагают сразу оплатить весь срок обучения, беря весь риск инфляции (за несколько лет !!!) на себя. Тут надо быть особенно внимательным. Посмотрите на реквизиты вуза – куда пойдут деньги? Если в другой город – есть над чем задуматься. (Не зря родилось выражение «образовательный МММ».
Но бывает и другое – вуз (в том числе и старый, государственный и с виду солидный) честно собрался Вас учить. Да только по результатам проверки его лишили лицензии на право обучать именно по выбранной Вами специальности. А денег уже просто нет и Вам предлагают перейти на другую специальность .
Седьмая. Многие старые и известные в своей области вузы погнавшись за доходами от платных услуг объявляют набор студентов на специальности, пользующиеся высоким спросом. Прежде всего, конечно, на юриспруденцию, экономику, менеджмент. Но лицензии на право обучать этим профессиям у них может и не быть – ведь она предполагает, прежде всего, наличие высококвалифицированных кадров в конкретной области знаний. Вуз просто не сможет выдать Вам диплом по выбранной профессии (да и обучать будет с горем пополам).
Восьмая. Вуз государственный и все лицензии в порядке. Но вы выбрали государственный вуз надеясь получить диплом государственного образца. Следует знать, что для этого одной лицензии мало – вуз должен быть аккредитован именно по данной специальности. И выдача без этого диплома гособразца незаконна.
Рынок образования и рынок труда
Все знают, что существует рынок товаров - он виден "невооруженным глазом". Многие осознали, что есть рынок труда со своими законами. А вот , что совокупность всех образовательных услуг и их производителей также образует очень непростой рынок, поняли еще не все. И самое главное - рынки эти тесно связаны. На нашем рисунке представлена упрощенная схема этой взаимосвязи.
Первое, в чем надо определиться при выходе в самостоятельную жизнь - на какой рынок поспешить? Конечно, хотелось бы скорее на рынок труда, чтобы обрести экономическую самостоятельность. Но...будьте готовы к тому, что через некоторое время ситуация изменится. И , может быть, очень резко. И от тебя, чтобы "держаться на плаву", потребуются совершенно новые качества. И тебе придется рыскать по другому рынку - образовательных услуг в поисках того, что обеспечит твою конкурентоспособность на рынке труда.
Что происходит, когда ты направляешься сразу на рынок образования? - Разумеется, желанную самостоятельность ты обретешь на несколько лет позже своих сверстников. Но зато, через несколько лет ты придешь на рынок труда гораздо лучше вооруженный, чем твои однокашники, считавшие, что для успеха в жизни хватает здоровья, пары рук и здравого смысла, а остальное приложится. Приложится, но не само!
В цивилизованных странах давно осознали - самое надежное - это инвестироваться в образование. Инвестироваться - это вложить что-то: силы, время, средства. Это значит, на какое-то время и отказаться от чего-то. И что в результате?
А вот что. Статистика занятости (а тебе самое время с ней познакомиться) в разных странах показывает: самый высокий процент безработных среди людей, имеющих образование не выше общего среднего. А дальше, чем выше уровень образованности, тем меньше процент безработицы. Причем даже без учета профессии. Ибо если вы выбрали одну из профессий, которые считаются "вечными", о безработице и говорить не приходится.
Теперь другой аспект: уровень образованности и доходы. Его легче всего оценивать американцам - высшее профессиональное образование у них, за редким исключением ,платное. (Кстати, у медиков есть хорошая поговорка: "Дешевые лекарства плохо помогают"). Так вот, социологи труда у них вывели интересную статистическую зависимость:
годовой доход специалиста = сумме затрат за все годы получения профессионального образования
Хороший стимул для повышения своей образованности, верно?
Чем определяется уровень профессионального образования
Уровень профессионального образования определяется т. наз. обученностью. Что это за состояние такое ума и тела? Упрощенно ее можно представить в виде формулы:
ОБУЧЕННОСТЬ = З У Н + ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ
(здесь З У Н = ЗНАНИЯ + УМЕНИЯ + НАВЫКИ)
Из этой формулы ясно, прежде всего, что уровень образования это не просто сумма лет, проведенных "за партой". Это, конечно и объем полученной информации и само структурное соотношение компонентов З У Н. Теперь нам очень просто можно разобраться во взаимосвязи разных уровней профессионального образования, существующих в нашей стране: начального профессионального, среднего профессионального (или, как его еще называют, специального) и высшего.
На нашем рисунке диаграмма А иллюстрирует структуру ЗУН для начального профессионального образования (его получают в лицеях и ПТУ, учебно-курсовых комбинатах и всевозможных курсах). Как видно из диаграммы, основную долю полученного обучаемым составляют навыки. Но без знаний тут тоже не обойтись. Просто уровень их фундаментальности невелик, да он и не требуется. Соответственно, перспективы продвижения в жизни по лестнице успеха не велики.
Больше возможностей получит тот, кто взойдет на следующую ступень образованности - ее иллюстрирует диаграмма Б. Как видите, тут основную долю уже составляют умения, да и знаний дается побольше. Этот уровень дают техникумы, колледжи, а так же некоторые вузы, имеющие в своем составе подразделения, работающие по специальным программам.
А вот высшее образование предъявляет меньшие требования к объему полученных навыков. Здесь на первый план выходят именно знания. И, как бы ни хотелось некоторым сторонникам "чистой теории" обойтись без умений и навыков (а такие тоже встречаются, но у работодателей надолго не задерживаются и собственное дело создать не в состоянии), вуз дает определенный объем этих компонентов. Сами подумайте : знание без умения - пустой звук. А навык - это способность проявлять умения почти автоматически.